О программе мер по дальнейшему развитию возобновляемой энергетики, повышению энергоэффективности в отраслях экономики и социальной сфере на 2017-2021 годы

Постановление Президента Республики Узбекистан

Отметить, что в соответствии с Программой мер по сокращению энергоемкости, внедрению энергосберегающих технологий и систем в отраслях экономики и социальной сфере на 2015-2019 годы, одобренной постановлением Президента Республики Узбекистан от 5 мая 2015 года №ПП-2343, в республике в последние годы реализуется широкий комплекс мер по обеспечению энергосбережения в отраслях экономики и социальной сфере.

Введены стандарты по энергетическому менеджменту производства и энергетической маркировке бытового оборудования. Осуществляется внедрение энергоэффективных технологий в системе уличного освещения и энергосберегающих ламп для жилых и общественных зданий, прекращена реализация на территории республики ламп накаливания мощностью свыше 40 Вт.

В бюджетных учреждениях Министерства народного образования, Министерства здравоохранения и Центра среднего специального, профессионального образования ведется замена энергоемких котлов отопления на энергоэффективные. Реализуются инвестиционные проекты по внедрению современных газотурбинных, паротурбинных установок в энергетической отрасли.

В рамках принятой Программы мер по дальнейшему развитию гидроэнергетики на 2017-2021 годы предусматривается дальнейшее развитие гидроэнергетического потенциала республики на основе строительства 42 новых и модернизации 32 действующих гидроэлектростанций, с расширением к 2025 году мощностей экологически чистой гидроэнергии республики в 1,7 раза.

Вместе с тем, несмотря на принимаемые меры, энергоемкость отечественной экономики остается высокой, уровень диверсификации топливно-энергетического баланса за счет вовлечения в промышленное производство возобновляемых источников энергии не отвечает мировым тенденциям. В структуре первичного топлива для производства электрической и тепловой энергии доминируют природный газ и другие традиционные виды углеводородного топлива.

При производстве электрической и тепловой энергии практически не используется имеющийся достаточно высокий потенциал возобновляемых источников энергии (солнечной, ветровой и биогазовой, гидроэнергии малых естественных и искусственных водотоков).

В целях расширения использования возобновляемых источников энергии, сокращения энергоемкости производства, целевого внедрения в практику отечественных научно-технических разработок и исследований передовых апробированных международных энергосберегающих технологий, реализации приоритетных направлений в этой сфере, определенных Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах:

1. Определить приоритетными направлениями дальнейшего развития возобновляемой энергетики, повышения энергоэффективности в отраслях экономики и социальной сфере на 2017-2021 годы:

внедрение инновационных технологий, научно-технических разработок в сфере развития возобновляемой энергетики и повышения энергоэффективности, расширение производства и локализации энергосберегающего оборудования и приборов, в том числе путем трансфера технологий и создания инженерных центров;

диверсификацию топливно-энергетического баланса в части производства электрической энергии с использованием возобновляемых и альтернативных источников энергии, энергетической утилизации вторичных энергетических ресурсов, вовлечение субъектов предпринимательства в создание генерирующих мощностей на основе апробированных технологий использования солнечной, ветровой энергии, микро- и малых гидроэлектростанций;

снижение энергоемкости выпускаемой продукции путем создания новых и модернизации, технического и технологического перевооружения действующих мощностей на основе внедрения современных энергоэффективных и энергосберегающих технологий.

2. Одобрить разработанную Министерством экономики, Министерством сельского и водного хозяйства, Академией наук Республики Узбекистан, АО «Узбекэнерго» и АО «Узбекгидроэнерго» Программу мер по дальнейшему развитию возобновляемой энергетики, повышению энергоэффективности в отраслях экономики и социальной сфере на 2017-2021 годы (далее – Программа мер), включающую:

целевые параметры по дальнейшему развитию возобновляемой энергетики согласно приложению №1;

перечень инвестиционных проектов по развитию возобновляемой энергетики согласно приложению №2;

комплекс мер по развитию использования возобновляемых источников энергии и повышению энергоэффективности в отраслях экономики и социальной сфере на 2017-2021 годы согласно приложению №3;

целевые параметры снижения энергоемкости и экономии топливно-энергетических ресурсов в отраслях экономики на 2017-2021 годы согласно приложениям №№4, 4а;

график внедрения энергоэффективных отопительных котлов в бюджетных организациях на 2017-2021 годы согласно приложению №5;

график внедрения энергоэффективных насосов и электродвигателей в насосных станциях водохозяйственных организаций Министерства сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан на 2017-2021 годы согласно приложению №6.

Возложить на руководителей комплексов Кабинета Министров, министерств, ведомств и хозяйственных объединений – ответственных исполнителей, Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и г.Ташкента персональную ответственность за своевременную и качественную реализацию мероприятий, предусмотренных одобренной настоящим постановлением Программой мер.

Министерствам, ведомствам и хозяйственным объединениям, ответственным за реализацию соответствующих мероприятий, обеспечить в месячный срок разработку и утверждение «дорожных карт» по каждому предусмотренному параметру и проекту.

3. Утвердить обновленный состав Республиканской комиссии по вопросам энергоэффективности и развития возобновляемых источников энергии согласно приложению №7.

Предоставить право Республиканской комиссии (Арипов А.Н.) вносить, при необходимости, изменения и дополнения в целевые и прогнозные параметры Программы мер, одобренной настоящим постановлением.

4. Академии наук Республики Узбекистан, Агентству по науке и технологиям, АО «Узбекгидроэнерго», Международному институту солнечной энергии, Научно-техническому центру АО «Узбекэнерго» в двухмесячный срок на основе анализа отечественных разработок и научно-прикладных исследований в сфере использования энергии из возобновляемых источников, в том числе развития солнечной энергетики, энергоэффективности, а также возможности трансфера опробованных передовых зарубежных технологий в этой сфере, разработать и представить на утверждение в Кабинет Министров Республики Узбекистан план практических мер по расширению целевого внедрения в отраслях экономики и социальной сфере возобновляемых источников энергии и развитию солнечной энергетики.

5. Министерству экономики Республики Узбекистан совместно с НХК «Узбекнефтегаз», АО «Узбекэнерго» и АО «Узбекгидроэнерго» ежегодно при формировании прогнозных показателей производства и потребления топливно-энергетических ресурсов предусматривать их объемы согласно приложениям №№4, 4а.

6. Министерству финансов Республики Узбекистан, начиная с 1 января 2018 года, при формировании параметров Государственного бюджета Республики Узбекистан предусматривать в смете расходов бюджетных организаций, а также в параметрах местных бюджетов необходимые средства, по обоснованным расчетам, на выполнение Программы мер.

7. Установить, что:

микро- и малые гидроэлектростанции с установленной мощностью до 0,2 МВт и 30 МВт соответственно, потребители электрической энергии, вырабатывающие ее с использованием возобновляемых источников энергии, а также производители энергии из возобновляемых источников энергии и с использованием вторичных энергетических ресурсов, независимо от организационно-правовой формы, могут подключаться к сетям единой электроэнергетической системы потребителей электрической энергии на условиях блок-станций в соответствии с требованиями законодательства;

установки возобновляемых источников энергии и с использованием вторичных энергетических ресурсов имеют приоритетность в диспетчерском графике оператора единой электроэнергетической системы по покупке энергии перед генерирующими мощностями, использующими ископаемое топливо;

затраты, необходимые для реконструкции и (или) расширения действующих электрических сетей, связанные с подключением оборудования (установок) возобновляемых источников энергии, несет их владелец, а до точки подключения к единой электроэнергетической системе – производитель энергии из возобновляемых источников энергии;

расчеты за поставляемую электрическую энергию из возобновляемых источников (кроме организаций АО «Узбекгидроэнерго») в единую электроэнергетическую систему производятся по величине действующего тарифа для потребителей (без учета налога на добавленную стоимость), уменьшенного на величину себестоимости передачи единицы электроэнергии по единой электроэнергетической системе, а также на величину стоимости распределения и продажи единицы электрической энергии предприятиями территориальных электрических сетей.

При этом, расчеты без учета налога на добавленную стоимость производятся в период действия льгот и преференций по освобождению от налога на добавленную стоимость, предусмотренных абзацем вторым пункта 5 постановления Президента Республики Узбекистан от 5 мая 2015 года №ПП-2343 «О Программе мер по сокращению энергоемкости, внедрению энергосберегающих технологий в отраслях экономики и социальной сфере на 2015-2019 годы».

Предприятия территориальных электрических сетей по согласованию с АО «Узбекэнерго» и органами исполнительной власти на местах имеют право заключать договоры на покупку электрической энергии у потребителей, вырабатывающих ее на базе возобновляемых источников энергии.

8. Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и г.Ташкента:

совместно с Государственным комитетом по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру и Государственным комитетом по архитектуре и строительству оказывать содействие инициаторам проектов в предоставлении земельных участков и согласовании с уполномоченными организациями по принципу «одно окно» проектов строительства установок, использующих возобновляемые источники энергии, по заявке инициаторов этих проектов в порядке, установленном законодательством;

обеспечить контроль за исполнением сроков прохождения разрешительных процедур при строительстве и вводе в эксплуатацию установок, использующих возобновляемые источники энергии.

9. Кабинету Министров Республики Узбекистан (Ибрагимов Г.И.) в трехмесячный срок принять меры по совершенствованию системы государственного топливно-энергетического надзора за добычей, переработкой, транспортировкой, распределением, использованием углеводородного топлива, переработкой его в промышленные виды энергии, состоянием использования тепловой и электрической энергии.

10. Освободить сроком до 1 января 2022 года от таможенных платежей (за исключением таможенных сборов) оборудование, сырье и материалы, комплектующие, приборы, запасные части, технологическую документацию, не производимые в республике, ввозимые для реализации мероприятий, включенных в Программу мер, по перечням, утверждаемым Кабинетом Министров Республики Узбекистан по согласованию с Комиссией по критическому анализу объема и структуры импорта товаров (работ, услуг), углублению локализации производства импортозамещающей продукции, образованной распоряжением Президента Республики Узбекистан от 6 апреля 2017 года №Р-4891.

11. Государственному комитету Республики Узбекистан по инвестициям, Министерству финансов, Министерству экономики и Министерству иностранных дел Республики Узбекистан на постоянной основе обеспечивать привлечение грантов, кредитов и целевых средств международных финансовых организаций, иностранных правительственных фондов и организаций по заявкам инициаторов проектов для реализации Программы мер.

12. Национальной телерадиокомпании Узбекистана, Академии наук, Министерству высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан, НХК «Узбекнефтегаз», АО «Узбекэнерго» и АО «Узбекгидроэнерго» совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами обеспечить освещение на регулярной основе вопросов внедрения технологий по возобновляемым источникам энергии, повышения энергоэффективности в отраслях экономики и социальной сфере, важности экономного и бережного использования топливно-энергетических ресурсов.

13. Признать утратившими силу пункты 2-4, 6 постановления Президента Республики Узбекистан от 5 мая 2015 года №ПП-2343 «О Программе мер по сокращению энергоемкости, внедрению энергосберегающих технологий в отраслях экономики и социальной сфере на 2015-2019 годы», а также приложения №№1-6 к нему.

14. Министерству экономики Республики Узбекистан совместно с Министерством юстиции и другими заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.

15. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Ибрагимова Г.И.

Президент Республики Узбекистан                                       Ш.МИРЗИЁЕВ

Город Ташкент, 26 мая 2017 года.

* * *
 
КОММЕНТАРИЙ
 
к постановлению Президента Республики Узбекистан 
«О Программе мер по дальнейшему развитию возобновляемой энергетики, 
повышению энергоэффективности в отраслях экономики 
и социальной сфере на 2017-2021 годы»

За последние годы в республике проведена масштабная работа по повышению энергоэффективности в отраслях экономики и социальной сфере, а также расширению использования возобновляемых источников энергии. В частности, во исполнение Указа Президента Республики Узбекистан от 1 марта 2013 года «О мерах по дальнейшему развитию альтернативных источников энергии» и постановления Президента Республики Узбекистан от 5 мая 2015 года «О Программе мер по сокращению энергоемкости, внедрению энергосберегающих технологий в отраслях экономики и социальной сфере на 2015-2019 годы»:

создана Республиканская комиссия по вопросам энергоэффективности и развития возобновляемых источников энергии, в структуре Министерства экономики Республики Узбекистан создан отдел повышения энергоэффективности в качестве рабочего органа Республиканской комиссии;

образован Международный институт солнечной энергии в г.Ташкенте;

при поддержке Азиатского банка развития разработана «дорожная карта» по развитию солнечной энергетики в Узбекистане;

в Папском районе Наманганской области при содействии Министерства торговли, промышленности и энергетики Республики Корея на основе корейских технологий построена и в декабре 2014 года введена в эксплуатацию солнечная фотоэлектрическая станция мощностью 130 кВт с подключением к единой электроэнергетической системе, которая ежегодно может вырабатывать 234,3 тысячи киловатт-часов электроэнергии;

подготавливаются проекты по строительству крупных солнечных фотоэлектрических станций в Сурхандарьинской, Наманганской и Навоийской областях;

совместно с Всемирным банком разработан Атлас ветра Республики Узбекистан, на завершающем этапе находится инвестиционный проект по строительству опытной ветровой энергоустановки мощностью 750 кВт в Бостанлыкском районе Ташкентской области.

По итогам 2016 года базовыми отраслями экономики с учетом дополнительного комплекса мер по экономии энергоресурсов в осеннее-зимний период 2016/2017 годов выполнены мероприятия с экономией 1210,3 миллиона киловатт-часов электроэнергии и 991,2 миллиона кубометров природного газа, или 5,1 процента и 3,6 процента соответственно к общему годовому объему потребления отраслей в 2016 году. Это способствовало снижению энергоемкости внутреннего валового продукта в 2015 году на 10,8 процента, в 2016 году – на 7,2 процента, по итогам первого квартала 2017 года – на 12,7 процента по сравнению с аналогичными периодами предыдущих лет.

Вместе с тем на сегодняшний день имеется ряд нерешенных вопросов, препятствующих дальнейшему ускоренному развитию использования альтернативных источников энергии.

Не в полной мере вовлечены резервы по использованию энергии из возобновляемых источников энергии в регионах республики, по которым необходимо разработать региональные адресные программы.

Возникает необходимость установления конкретных целевых параметров снижения энергоемкости для организаций и предприятий с учетом поставленных задач по снижению к 2030 году энергоемкости внутреннего валового продукта в два раза по сравнению с 2016 годом.

С учетом этих важных задач принятие данного постановления Президента Республики Узбекистан направлено на дальнейшее снижение энергоемкости внутреннего валового продукта, снижение себестоимости продукции и расширение использования энергии из возобновляемых источников в отраслях экономики и социальной сфере на 2017-2021 годы.

Обеспечение экономики энергоресурсами предусматривается за счет решения двух задач – диверсификации топливного баланса за счет возобновляемых источников энергии, замещая ими традиционные виды топлива и сокращая их долю в производстве электрической и тепловой энергии, а с другой стороны – реализации долгосрочной программы снижения энергоемкости производства в отраслях экономики, улучшения экологической обстановки в зонах промышленной деятельности.

Приоритетной задачей на ближайшую перспективу является сокращение энергоемкости и ресурсоемкости экономики, широкое внедрение в производство энергосберегающих технологий, расширение использования возобновляемых источников энергии, повышение производительности труда.

Реализация комплекса мер по активному использованию возобновляемых источников энергии направлена на обеспечение получения промышленных видов энергии, таких как электрическая и тепловая энергии, что позволит заместить углеводороды и направить их для производства высоколиквидной продукции, в частности для производства полимеров, синтетических видов топлива.

В частности, Академией наук Республики Узбекистан, Агентством по науке и технологиям, АО «Узбекгидроэнерго», Международным институтом солнечной энергии, Научно-техническим центром АО «Узбекэнерго» в двухмесячный срок на основе анализа отечественных разработок и научно-прикладных исследований в сфере использования энергии из возобновляемых источников, в том числе развития солнечной энергетики, энергоэффективности, а также возможности трансфера опробованных передовых зарубежных технологий в этой сфере будет разработан и представлен на утверждение в Кабинет Министров Республики Узбекистан план практических мер по расширению целевого внедрения в отраслях экономики и социальной сфере возобновляемых источников энергии и развитию солнечной энергетики.

Кроме того, постановлением утверждены:

целевые параметры по дальнейшему развитию возобновляемой энергетики, где предусматривается доведение доли возобновляемых источников энергии в структуре генерирующих мощностей с 12,7 процента до 19,7 процента к 2025 году, в том числе гидроэлектростанций с 12,7 процента до 15,8 процента, солнечной энергетики до 2,3 процента и ветровой энергетики до 1,6 процента;

перечень инвестиционных проектов по развитию возобновляемой энергетики, где предусматривается реализация 810 проектов на общую сумму 5,3 миллиарда долларов в период 2017-2025 годы;

комплекс мер по развитию использования возобновляемых источников энергии и повышению энергоэффективности в отраслях экономики и социальной сфере на 2017-2021 годы, где предусмотрено 28 мероприятий по разработке нормативно-правовых актов, адресных программ и реализации других приоритетных мер;

целевые параметры снижения энергоемкости производства в базовых отраслях экономики на 2017-2021 годы, где по 25 крупным предприятиям и организациям установлены прогнозы снижения удельных норм расхода энергии на производство промышленной продукции;

график внедрения энергоэффективных отопительных котлов в бюджетных организациях на 2017-2021 годы, где предусматривается замена 17 251 отопительного котла в 6 333 бюджетных организациях Министерства народного образования, Министерства здравоохранения и Центра среднего специального, профессионального образования;

график внедрения энергоэффективных насосов и электродвигателей в насосных станциях водохозяйственных организаций Министерства сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан на 2017-2021 годы, в соответствии с которым предусматривается замена 879 насосов и 1 523 электродвигателей в водохозяйственных организациях Министерства сельского и водного хозяйства.

На финансирование указанных мероприятий в 2017-2021 годах будет направлено более 314,1 миллиарда сумов из Государственного бюджета.

Реализация принятых мер в рамках данного постановления позволит обеспечить:

совершенствование законодательной и нормативной базы, а также широкое привлечение населения и хозяйствующих субъектов к внедрению энергосберегающих технологий, установке современных приборов учета и более рациональному использованию топливно-энергетических ресурсов;

увеличение производства электроэнергии с доведением доли возобновляемых источников энергии в структуре генерирующих мощностей с 12,7 процента до 19,7 процента к 2025 году;

кардинальное снижение энергоемкости производства (на 9 792,0 тысячи тонн условного топлива или ежегодно в среднем не менее чем на 8-10 процентов);

замену на энергоэффективные 17 251 отопительного котла в 6 333 бюджетных организациях Министерства народного образования, Министерства здравоохранения и Центра среднего специального, профессионального образования с экономией более 56,5 миллиона кубометров природного газа;

замену 1 523 энергоемких электродвигателей и 879 насосов в водохозяйственных организациях Министерства сельского и водного хозяйства на энергосберегающие с экономией 807,3 миллиона киловатт-часов электрической энергии;

увеличение ввоза энергосберегающих технологий и стимулирование использования энергии с применением установок по производству энергии из возобновляемых источников за счет представления налоговых и таможенных льгот;

рациональное использование невоспроизводимых углеводородных ресурсов, повышение конкурентоспособности производимой продукции, осуществление на этой основе устойчивого обеспечения отраслей экономики и населения топливно-энергетическими ресурсами;

трансфер технологий по возобновляемым источникам энергии и энергоэффективному оборудованию, создание отечественных производств по выпуску оборудования и комплектующих в данной сфере;

увеличить доступность к гарантированным источникам энергии населения, особенно в удаленных сельских районах, улучшить качество жизни и благосостояния населения.

EnglishRussia